Признать виновным

интерактивный фильм

Семейное мониторинга правозащитников насилие результатам по в ТОП-3 административных правонарушений

Административные дела в беларусских судах рассматриваются чаще других. Это неудивительно. Сфера применения Кодекса об административных правонарушениях шире, чем у гражданского или уголовного. Да и сам характер административных дел отличается. Из-за этих двух факторов административные дела затрагивают большое количество граждан. По данным Верховного Суда в 2017 году судами вынесено 370 109 постановлений об административных правонарушениях.

 

Принято считать, что «административки» не так значительны. Что уж там говорить, когда безбилетный проезд в транспорте это всё тот же КоАП. А кто воспринимает поездку «зайцем» серьёзным правонарушением?

В 2017-м году при участии членов «Правовая инициатива» был инициирован и проведён мониторинг административных процессов в судах Беларуси. По итогам мониторинга удалось сформировать топ-три рассматриваемых дел по статьям КоАП.

 

Так, 10% дел об административных правонарушениях рассматривались по ч.3 ст.17.3 КоАП (Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте, либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, повторно в течение года). Цифра печальная и одновременно мало впечатляющая. Распивающие алкоголь в общественных местах граждане не редкость, даже обыденность и занимают третье место в топ-3 от общей массы рассматриваемых административных дел.

 

22,4% дел пришлось на статью 17.1 КоАП (мелкое хулиганство). Сюда относится нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок. Еще один предсказуемый результат мониторинга. И первое место по популярности среди «административок».  

 

Дела ч.2 ст. 9.1 КоАП заняли второе место по результатам мониторинга. Это значит, что семейного насилия в Беларуси больше, чем распивающих граждан.

 

Однако Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь охватывает и сферу семейно-бытовых отношений. Говоря конкретнее, это часть 2 статьи 9.1 КоАП. За ней скрывается нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушения защитного предписания. Отходя от сухого юридического стиля и возвращаясь к действительности, содержание статьи большинству граждан известно, как «домашнее насилие». Тема табу в беларусском обществе составляет 14,4% всех административных правонарушений.  О насилии в семье не принято говорить и тем более обращаться за решением проблемы в правоохранительные органы. Но даже при таких обстоятельствах дела ч.2 ст. 9.1 КоАП заняли второе место по результатам мониторинга. Это значит, что семейного насилия в Беларуси больше, чем распивающих граждан. Стоит отметить, что последние официальные данные статистики Верховного Суда по этой статье датированы 2014 годом. Тогда в Беларусских судах было рассмотрено 28 735 дел по ч.2 ст.1 КоАП, что составило 10,2% от всех дел об административных правонарушениях. В последующем,статистические данные по семейномунасилию Верховный Суд не опубликовывал. 

Кто воспринимает серьёзно административные правонарушения?

 

Какую ответственность может понести агрессор за насилие над своими домочадцами?

В результате мониторинга было отмечено два типа взыскания:

  • 1-е штраф в размере от одной до шести базовых величин;
  • 2-е административный арест на пять суток. И масса дел по которым прекращено делопроизводство.

Статья  9.1. ч.2 предусматривает срок от 3 до 30 суток и направлена на то, чтобы оградить жертву от агрессора. Но представим, как это работает на практике. Жертва и агрессор имеют общий бюджет, жилище и совместных детей. Таким образом взыскание с агрессора автоматически становится взысканием с пострадавшей стороны (из семейного бюджета).

Впервые о проекте закона о противодействии домашнему насилию заговорили больше 10-ти лет назад. Однако такого закона в Беларуси до сих пор нет. Да и сам термин «насилие в семье» достаточно новый и закреплён в общих положениях Закона Об основах деятельности по профилактике правонарушений от 4 января 2014 г.  Но кто воспринимает серьёзно административные правонарушения?

           

«В Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“  были внесены изменения и дополнения, в том числе включена новая мера индивидуальной профилактики правонарушений – вынесение защитного предписания, которое выражается в установлении гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий, например не приходить, не звонить, не преследовать. С каждым годом таких предписаний выдаётся всё больше.

Но всё это частичные меры, которые не способны полностью защитить семью, а в результате и всё общество от насилия. Поэтому нужен отдельный Закон о предотвращении насилия в семье, в котором будут перечислены все виды насилия, способы профилактики против них, способы реабилитации жертв насилия, структуры и органы, ответственные за выполнение каждого пункта Закона. 

Необходимо также образование детей и молодых людей в области бесконфликтного общения и разрешения конфликтных ситуаций, как в семье, так и в своём окружении. В семье как и в обществе в целом, конфликты должны разрешаться толькоцивилизованным путем.»,  — прокомментировала правозащитница Галина Устинова.

При использовании материалов активная гиперссылка на источник обязательна


Поделиться:

Категория: Новости

Темы: правозащитники права человека